Канаты

Канат двойной свивки типа ЛК-Р ГОСТ 2688-80
Канат двойной свивки типа ЛК-Р ГОСТ 2688-80

Назначение каната Канат двойной свивки типа ЛК-Р ГОСТ 2688-80 хорошо зарекомендовал себя при работе в…

Канат двойной свивки типа ЛК-РО ГОСТ 7668-80
Канат двойной свивки типа ЛК-РО ГОСТ 7668-80

Назначение каната Канат двойной свивки типа ЛК-РО ГОСТ 7668-80 — один из самых распространенных типов…

Канат оцинкованный двойной свивки типа ЛК-О ГОСТ 3066-80
Канат оцинкованный двойной свивки типа ЛК-О ГОСТ 3066-80

Назначение каната Канат оцинкованный двойной свивки типа ЛК-О ГОСТ 3066-80 получил широкое распространение в качестве…

Канат оцинкованный двойной свивки типа ТК ГОСТ 3067-88
Канат оцинкованный двойной свивки типа ТК ГОСТ 3067-88

Назначение каната Канат оцинкованный двойной свивки типа ТК ГОСТ 3067-88 изготовляется из оцинкованной проволоки без…

Канат оцинкованный двойной свивки типа ТК ГОСТ 3070-88
Канат оцинкованный двойной свивки типа ТК ГОСТ 3070-88

Назначение каната Канат оцинкованный двойной свивки типа ТК ГОСТ 3070-88 в основном используется как грузовые…

Канат в ПВХ оболочке двойной свивки типа ЛК-О ГОСТ 3066-80
Канат в ПВХ оболочке двойной свивки типа ЛК-О ГОСТ 3066-80

Назначение каната Канаты ГОСТ 3066-80 получил широкое распространение в качестве подъемных на судах и лифтах,…

Канаты — основной грузонесущий элемент большинства грузоподъемных, транспортных, дорожно-строительных, землеройных машин и механизмов, канаты используются повсеместно на предприятиях всех отраслей промышленности.

Канаты изготавливаются способом последовательной свивки его отдельных элементов в пряди (спиральные канаты одинарной свивки), и прядей в канаты или стренги. В результате свивки прядей получают канаты двойной (троссовой) свивки, которые в дальнейшем могут использоваться для изготовления канатов тройной свивки. Материалом для них служат стальные проволоки, синтетические и растительные(пеньковые и хлопчатобумажные) нити и волокна.

В качестве грузоподъемных чаще всего используются стальные канаты, поскольку они выдерживают высокие разрывные нагрузки, обладают повышенной износостойкостью, а также позволяют поднимать груз с высокой скоростью.

Стальные канаты

Стальные канаты — являются сложным и ответственным видом проволочных изделий. Они имеют большое число типов и конструкций и различаются по форме поперечного сечения как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников.

Стальные канаты, изготовляемые из большого числа отдельных проволок, обладают повышенной прочностью и малой изгибной жесткостью, что обуславливает их широкое применение в кранах. Конструкция канатов нормирована рядом ГОСТ.

Технические условия на канаты, изготовляемые из круглых проволок, установлены по ГОСТ 3241-80, на канаты закрытые несущие – по ГОСТ 18899-73, на остальные канаты – по соответствующим ГОСТ. Согласно ГОСТ 3241-80 по конструкции различают канаты: одинарной свивки, из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев.

Канаты двойной свивки, состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев; тройной свивки из свитых канатов двойной свивки (стренг). Канаты двойной свивки с противоположным направлением свивки прядей по слоям имеют меньшее стремление к кручению, чем канаты с одним слоем прядей:

  • С точечным касанием (ТК)
  • С линейным касанием (ЛК)

Разделение канатов по типу свивки

По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки различают канаты: ТК – с точечным касанием проволок между слоями; ЛК – с линейным касанием проволок между слоями;

  • ЛК- О – с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди;
  • ЛК-Р – с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди;
  • ЛК-З – с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения;
  • ЛК-РО – с линейным касанием проволок между слоями и имеющие в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра;
  • ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок. Канаты, работающие на блоках и барабанах с полукруглой канавкой, следует выбирать с прядями ЛК, так как их долговечность в 1,5 – 2 раза больше, чем канатов с прядями ТК. По материалу сердечника различают канаты: о.с. – с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов, предохраняющим благодаря пропитке смазкой внутренние части каната от коррозии и способствующим уменьшению истирания проволок;
  • м.с. – с металлическим сердечником. В канатах двойной свивки обычно применяют органические сердечники. В горячих цехах используют асбестовые или металлические сердечники. Металлические сердечники применяют также при многослойной навивке на барабан. По способу свивки различают канаты: Н- нераскручивающиеся (пряди в канатах двойной и тройной свивки, наружные пряди многопрядных канатов, проволоки в канатах одинарной свивки сохраняют свое положение после снятия перевязок и заварки с конца каната, при этом металлические сердечники можно изготавливать раскручивающимися);
  • Р – раскручивающиеся (стренги, пряди и проволоки не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок и заварки с конца каната). Нераскручивающиеся канаты благодаря предварительному изгибу проволок имеют меньшее стремление к кручению и образованию узлов и петель и обладают большей долговечностью.

Cтальные канаты по направлению свивки различают

  • Правая свивка
  • Левая свивка

Направление свивки каната определяется: для канатов одинарной свивки – направлением свивки проволок наружного тслоя.

Для канатов двойной свивки – направлением свивки прядей наружного слоя.

Для канатов тройной свивки – направлением свивки стренг в канатах. При подвеске крюка или грейфера на двух и более ветвях для уменьшения кручения следует применять канаты разной свивки. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки различают канаты: крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположно).

О – односторонней свивки (направление свивки каната и свивки прядей по наружным проволокам одинаково); К- комбинированной свивки (с чередующимися через прядь направлениями свивки прядей). Для подъемных кранов, а также при работе канатов на блоках с канавками с подрезом и клиновидными и на плоских ободах, рекомендуется крестовая свивка. В случае, когда конструкция механизма исключает возможность кручения каната (например, тяговые канаты, канаты механизмов изменения вылета стрел) и при этом применены полукруглые канавки и однослойная навивка, рекомендуется односторонняя свивка.

Стальные канаты тройной свивки изготавливают только крестовой свивки

По степени крутимости различают канаты: крутящиеся (с одинаковым направлением всех прядей в стренг):

  • МК – мало крутящиеся (многослойные многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям). По механическим свойствам различают канаты из проволоки марок В, I и II. Марку В следует применять только в особо ответственных случаях. В остальных случаях для крановых канатов рекомендуется применять проволоку марки I. По виду покрытия поверхности проволок в канате различают канаты: без покрытия;
  • ОЖ – с цинковым покрытием проволоки для особо жестких агрессивных условий работы;
  • Ж – с цинковым покрытием проволоки для жестких агрессивных условий работы;
  • С – с цинковым покрытием проволоки для средних агрессивных условий работы;
  • П – с покрытием каната или прядей искусственными материалами. Для кранов применяются канаты грузового назначения, обозначаемые буквой Г, канаты грузолюдскогоназначения обозначают буквами ГЛ. По точности изготовления различают канаты нормальной точности и повышенной (Т). Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву проволок принимается обычно в пределах 1372-1764 МПа (140-180 кгс/мм кв.), изредка до 1960 МПа (200 кгс/мм кв.)